Посмотреть на русские лица

Автор: , 12 Фев 2013

Выставка Рабочий и колхозница


Уникальную возможность посмотреть на настоящие русские лица, не искажённые гримасой свободно-рыночных отношений, предоставили всем желающим организаторы выставки «Рабочие и колхозницы. Из архива журнала «Огонек»…

 В музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» открылась одноименная выставка — «Рабочие и колхозницы». Живопись, фотографии, фильмы и скульптура дают возможность заглянуть в мартеновские цеха, на колхозное поле во время посевной, стройки социализма, – сообщают «Известия».

Советское прошлое решили исследовать не через громкие имена, а через «массовую продукцию». Жанр в советское время был важнее авторства, соблюдение канона соцреализма — важнее узнаваемой руки художника. Живопись (первый этаж музея) показывает романтику «радостного труда»: сталевары у большой поворотной печи, цех тяжелых автоматов.

Журнал «Огонек» достал из архивов обложки 1940-х и «парадные портреты на рабочем месте». В артели «Крестецкая сорочка» с узорными вышивками или на вильнюсском заводе электросчетчиков, в зерносовхозе имени Сталина на Ставрополье с богатым урожаем пшеницы, во время сбора винограда в винсовхозе «Коктебель» — всюду советский человек бодр, улыбчив, загорел и горд не собой, а успехами коллектива. Каждый парадный портрет представлен парой дублей — это позволяет оценить работу редакторов и архивистов «Огонька» и создает любопытный стереоэффект.

Обложки журналов конца 1940-х — тоже с позитивными портретами. Особого разнообразия нет: вечно молодые герои собирают виноград, пашут, улыбаются на фоне «агитпункта» с портретом Сталина, или совсем уж юная девушка нежно гладит здоровенную металлическую шестеренку. Здесь нет шедевров, но нет и провалов; нет стариков и инвалидов, и могут быть уверенные в себе и антибиотиках врачи, но не может быть болезней.

Судьбу героя определяла профессиональная принадлежность — неважно, телятница это или электрик, — а не особенности взглядов или семейных драм. Последние просто остались за кадром рабоче-колхозной панорамы советского периода.

Контекст выставки дополняется кинопрограммой из советских фильмов. Обложки «Огонька» оживают в «Богатой невесте» Ивана Пырьева и «Частной жизни Петра Виноградова» Александра Мачерета.

Источник:  rupo.ru

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи на почту:

Понравилось? Расскажите друзьям!
Общайтесь со мной

About the author

Комментарии

Ваш отзыв