Современное искусство Китая – путь в вещность

Автор: , 13 Ноя 2012

Выставки, арт-рынок

Китай, в котором культурная политика – не пустая проекция чиновничьих «бла-бла», а часть политики большой, продолжает удивлять общественность невиданным размахом в продвижении современных технологий искусства…

 

 В Китае, по оценкам экспертов, производится 70% от общего числа копий произведений искусства — от «Моны Лизы» до Энди Уорхола. Миллионы китайцев пишут маслом на холсте тщательно вылизанные реплики знаменитых работ, – пишет сегодня «Коммерсант».

- Кроме того, на одном из сотен сайтов вы можете заказать какую-нибудь копию не из каталога. Словосочетание «культурная индустрия», которое только-только выучили российские чиновники, чтобы выглядеть привлекательнее в глазах креативного класса, применительно к Китаю следует понимать буквально.

Способность моментально откликнуться на любые нужды клиента является одним из главных признаков современного искусства Китая. На выставке «Новые направления: молодое искусство Китая» в ММСИ очевидно, что ни одна национальная художественная сцена в мире так старательно не работает над тем, чтобы нравиться.

Еще бы — конкуренция невероятная, сбавишь темп и окажешься в цеху, где копируют Репина! Справедливости ради надо отметить, что в Китае грандиозный внутренний рынок, который отечественные галеристы часто ставят в пример российскому обществу. Имена местных коллекционеров не на слуху, но их много, и художнику, хоть чем-то выдающемуся, комфортнее, чем у нас.

Китайские работы не просто качественные — художники как будто подмешивают в палитру аналоги ароматизаторов и пищевых красителей: в самых сложных для понимания вещах вас все равно зацепит приятный оттенок кофе с молоком или всплывет воспоминание о первом стаканчике американского мороженого.

Навязчивую привлекательность работ можно было бы объяснить тем, что выставка открывается при поддержке китайского правительства. На самом деле даже опальный Ай Вэйвэй делал и делает вещи вызывающе попсовые. Его главная работа — миллиарды семечек подсолнуха, созданные сотнями умельцев из фарфора,— дарит счастливому обладателю незабываемые тактильные ощущения.

Ай Вэйвэю как диссиденту позволено быть по западным меркам неполиткорректным. Чего стоит хотя бы его фотография с пятеркой девушек топлес — любого другого художника растерзали бы за сексизм. Так же в Америке никто не гнобит рэперов за то, что они унижают женщин и воспевают наркотики,— наоборот, на них возложена особая миссия: демонстрация общества потребления в его самом циничном и примитивном виде.

Впрочем, следы государственного отбора на выставке все-таки просматриваются. Хотя бы в том, что никакой политики и китайского соц-арта здесь не видно. Возможно, новое поколение не озабочено такими вопросами, хотя вряд ли: как и в России, в Китае идеология и политическое своеобразие остаются важнейшими приемами, позволяющими создавать экспортное искусство.

На «Новых направлениях» все тихо и мирно. Первая же работа — принт Гу Бэньчи «Цветок сливы N7″ — задает тон. Белая слива тут растет на ветках, как будто собранных из металлических деталей. Киберпанк на основе традиционной живописи возник, конечно, не в Китае, но смотрится вторичная работа идеально: автоматически начинаешь примеривать ее для какого-нибудь интерьера.

На «Новое поколение» стоило бы водить выпускников наших художественных вузов, чтобы показать обычно скрытые от них возможности делать искусство сегодняшнего дня, но с коммерческим лоском. А тем, кто ставит китайский рынок в пример, хочется заметить: русская ориентация на вечность игнорирует вещность. Будут такого качества вещи на рынке — будет и рынок.

Источник: rupo.ru 

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи на почту:

Понравилось? Расскажите друзьям!
Общайтесь со мной

About the author

Комментарии

Ваш отзыв