Топ-20 работ шестидесятников

Автор: , 24 Авг 2012

Несмотря на всю развлекательную направленность подобных рейтингов, по традиции их приходится предварять многими оговорками. Итак, позиция в рейтинге аукционных результатов не является объективной оценкой художника, и рейтинг — это ни в коем случае не распределение мест художников в истории искусства. Хотя определенная логика в нем и прослеживается — например, высокая оценка московского концептуализма, — тем не менее формально в топ-20 аукционных результатов нет целого ряда ключевых фигур в послевоенном искусстве, символов своего поколения. Нет Эрнста Неизвестного, Владимира Янкилевского, Оскара Рабина, Дмитрия Плавинского, Владимира Яковлева, Анатолия Зверева и многих других. Так о чем тут еще говорить? С куда большими основаниями рейтинг можно расценивать как «пузомерку» для аукционов — свидетельство того, насколько хорошо им удавалось продавать предметы в период «русского бума». На том давайте и порешим. И перейдем к деньгам.

До кризиса 2008 года сегмент шестидесятников, нонконформистов (или, точнее, послевоенного неофициального искусства) рос опережающими темпами. За пять лет цены на шестидесятников выросли в 5–10 раз. Иногда это рост был просто ошеломляющим. Например, замеры по нашим индексам ARTIMX показывают, что условная тысяча долларов, вложенная в произведения Оскара Рабина в 2003 году, на пике русского бума, в 2008 году превратилась в 14 788 долларов. Почти 15-кратный рост, и это в среднем! И ничего удивительного. Такая математика объяснялась ростом с малой первоначальной базы — тем, что до 2003 года работы художника стоили около 4–6 тысяч долларов, а уже к 2007–2008 годам его персональные рекорды устанавливались на уровнях выше 300 тысяч долларов. Это не было дутым процессом, пузырем. Ценовая революция следовала за искренним общественным признанием — коллекционеры вновь открывали для себя нонконформистов. Хотя на фоне столь бурной любви покупки делались порой слишком импульсивно.

Но, конечно, столь бурный рост не мог оставаться безнаказанным. Несмотря на оптимистичные ожидания, что кризис не ударит по рынку искусства, цены после 2008-го скорректировались вниз. По ощущениям, коррекция на произведения шестидесятников составила 20–30 процентов. И эти цифры, если сравнить с обвалом акций Газпрома, не выглядели удручающими. Как всегда, в большей степени в кризис пострадали переоцененные вещи среднего и низкого качества. Шедевров подобные внешние неприятности, как правило, не касаются.

По эмпирическим оценкам, в кризис рынок работ шестидесятников пострадал все же сильнее, чем классиков. С 2008/2009 года их стало заметно меньше появляться на торгах. Топовые аукционные дома включали в каталог по 3–10 работ, специализированные торги по послевоенному искусству не проводились, а шедевры и вовсе стали редкостью: продавцы не горели желанием выставлять их по низким ценам.

Очередным стресс-тестом для рынка нонконформистов стали аукцион BRIC дома Phillips de Pury в 2010 году. В тот раз получилось, что наряду с профильными для этого аукциона работами актуальных художников (Анатолия Осмоловского, Сергея Браткова и др.) в каталог вошли очень крепкие работы Владимира Янкилевского, Олега Васильева, Эрика Булатова. На дворе тем временем был самый разгар кризиса, апрель 2010 года, и все шапкозакидательские настроения давно прошли. И вот вроде бы в самый неподходящий момент аукцион прошел на ура. Некоторые художники (например, Владимир Янкилевский с триптихом за 133 тысячи фунтов и Анатолий Осмоловский) вовсе обновили свои персональные рекорды. А исполинское полотно Виталия Комара и Александра Меламида «Встреча Солженицына и Бёлля на даче у Ростроповича» не просто вошло в двадцатку самых дорогих картин шестидесятников, а встало в ней на четвертую строчку. Со старта в 160 тысяч фунтов вещь доторговали до 667 тысяч фунтов.

 

ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ (1938). Триптих № 10. 1970 Масло, картон, акрил, дерево. 100 × 439,5 × 24 Эстимейт: 50–70 тысяч фунтов Результат: 133 тысячи фунтов Phillips de Pury. 24 апреля 2010. Лот № 244 Действующий аукционный рекорд для творчества художника

Любопытно, что сразу четыре первые строчки топ-20 занимают рекорды, установленные именно на Phillips de Pury, а не на Sotheby’s и Christie’s. А всего на этой площадке, специализирующейся на современном искусстве, было установлено шесть рекордов из двадцати. Для сравнения: на Christie’s был зарегистрирован только один рекорд, а на национальных российских аукционах — ни одного.

Вообще, с 2008 года чарт шестидесятников взламывался лишь дважды. Уже упомянутой работой Комара и Меламида в 2010 году — опорная вещь, с историей, тут понятно. И еще перед этим, в 2009 году, на 14-ю строчку встала ранняя картина Бориса Свешникова «Дама с кошачьим черепом», проданная на MacDougalls. Можно ли из этого сделать вывод, что рынок нонконформистов до сих пор не восстановился после кризиса? Скорее можно говорить о том, что сегодня цены вернулись к своим рациональным значениям: новых эмоциональных рекордов нет, но дешево хороших вещей тоже не купишь.

На вопрос о перспективах рынка послевоенного неофициального искусства, о том, будут ли расти цены, просится встречный вопрос: а какие еще есть варианты? Шестидесятники на глазах становятся антиквариатом во всех смыслах. Рынок в целом успешно выдержал проверку кризисом и по крайней мере понятны ценовые горизонты восстановительного роста. Шедевров здесь больше не становится. За исключением нескольких художников «группы риска», этот рынок мало заражен подделками. С точки зрения исторической оценки большинство акцентов уже расставлено, хотя тут еще возможны какие-то движения. На мой взгляд, среди художников этого поколения остаются еще как сильно недооцененные, так и переоцененные. В плюс этому рынку работает наличие серьезных движущих сил. Шестидесятники есть во многих известных частных собраниях по всему миру (в России, например, у Семенихиных, Михаила Алшибаи, Александра Кроника и др.), в Европе и Америке есть музеи другого искусства, регулярно проводятся выставки и ретроспективы (в частности, не далее как вчера в музее на Делегатской открылась выставка из польской коллекции Петра Новицкого). В отличие от прежних лет много сил вкладывается в популяризацию их творчества. Все это делает эту тему не только интересной для коллекционирования, но и перспективной для инвестиций. Подтверждение этому мы, вероятно, увидим уже ближайшей осенью. И в нашем развлекательном рейтинге наверняка опять придется производить рокировки и освобождать места…

Ниже представлен аукционный рейтинг произведений шестидесятников, составленный на основе базы аукционных результатов ARTinvestment.RU. Вне зависимости от валюты сделки все цены в нем указаны в долларах (в пересчете по курсу на дату продажи) и включают премию покупателя (Buyers Premium).

Топ-20 работ шестидесятников

 

1. КАБАКОВ, ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ (1933) Жук. 1982 Доска, эмаль. 226,5 × 148,5 Результат: 5 818,5 тысячи долларов 28.02.2008. Phillips de Pury, Лондон. Лот 14

2. БУЛАТОВ, ЭРИК ВЛАДИМИРОВИЧ (1933) Слава КПСС. 1975 Холст, масло. 229,5 × 229 Результат: 2 156 тысяч долларов 28.02.2008. Phillips de Pury, Лондон. Лот 16

 

3. ЧУБАРОВ, ЕВГЕНИЙ ИОСИФОВИЧ (1934) Без названия. 1994 Холст, масло. 300 × 200 Результат: 1 378,6 тысячи долларов 22.06.2007. Phillips de Pury, Лондон. Лот 18

4. ВИТАЛИЙ КОМАР И АЛЕКСАНДР МЕЛАМИД Встреча Солженицына и Бёлля на даче Ростроповича. Из серии «Соц-арт». 1972 Холст; масло, золотая фольга, коллаж. 175 × 120 Результат: 1 012,2 тысячи долларов 23.04.2010. Phillips de Pury, Лондон. Лот 29

 

5. КРАСНОПЕВЦЕВ, ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1925–1995) Натюрморт с тремя кувшинами. 1976 Холст, масло. 110 × 68 Результат: 958,5 тысячи долларов 31.05.2006. Sotheby’s, Лондон. Лот 250

6. ВАСИЛЬЕВ, ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ (1931) Перед закатом. 1990 Холст, масло. 201 × 165 Результат: 941,1 тысячи долларов 12.03.2008. Sotheby’s, Лондон. Лот 30

 

7. ФАЙБИСОВИЧ, СЕМЁН НАТАНОВИЧ (1949) Солдаты. Из серии «Вокзалы». 1989 Холст, масло. 285,4 × 190,5 Результат: 632,3 тысячи долларов 13.10.2007. Phillips de Pury, Лондон. Лот 408

8. СИТНИКОВ, ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1915–1987) Москва, 1973. 1973 Холст, масло. 102 × 122 Результат: 627,3 тысячи долларов 13.06.2008. MacDougall’s, Лондон. Лот 307

 

9. ЦЕЛКОВ, ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ (1934) Пять лиц Холст, масло. 200 × 160 Результат: 441,9 тысячи долларов 15.06.2007. MacDougall’s, Лондон. Лот 262

10. БРУСКИН, ГРИША (1945) Логии. Часть I. 1987 Холст на доске; масло. 242 × 401 Результат: 424 тысячи долларов 07.11.2000. Christie’s, Нью-Йорк. Лот 295

 

11. ШВАРЦМАН, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ (1926–1997) Ярое око Холст, масло. 100 × 75 Результат: 374,8 тысячи долларов 15.02.2007. Sotheby’s, Лондон. Лот 10

12. ВЕЙСБЕРГ, ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ (1924–1985) Обнаженная. 1974 Холст, масло. 58 × 63,7 Результат: 363,1 тысячи долларов 15.02.2007. Sotheby’s, Лондон. Лот 24

 

13. СВЕШНИКОВ, БОРИС ПЕТРОВИЧ (1927–1998) Дама с кошачьим черепом. 1956 Холст, масло. 80 × 70 Результат: 344,2 тысячи долларов 11.06.2009. MacDougall’s, Лондон. Лот 508

14. РАБИН, ОСКАР ЯКОВЛЕВИЧ (1928) Город и луна (Социалистический город). 1959 Холст, масло. 90 × 109 Результат: 337 тысяч долларов 15.04.2008. Sotheby’s, Нью-Йорк. Лот 199

 

15. ГОРОХОВСКИЙ, ЭДУАРД СЕМЁНОВИЧ (1929–2004) Праздничная мозаика. 1988 Холст, масло. 183,5 × 140 Результат: 329,5 тысячи долларов 31.05.2006. Sotheby’s, Лондон. Лот 257

16. ИНФАНТЕ-АРАНА, ФРАНЦИСКО (1943) Выстраивание знака. 1984 Бумага; акварель, карандаш, чернила. 30,3 × 43 Результат: 266,6 тысячи долларов 31.05.2006. Sotheby’s, Лондон. Лот 236

 

17. РУХИН, ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ (1943–1976) Да. Нет. 1975 Холст, смешанная техника. 145 × 140 Результат: 265 тысяч долларов 15.04.2008. Sotheby’s, Нью-Йорк. Лот 212

18. ПИВОВАРОВ, ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ (1937) Триптих со змеей. 2000 Холст; масло, эмаль (3). 125 × 95 Результат: 251,6 тысячи долларов 18.10.2008. Phillips de Pury, Лондон. Лот 203

 

19. НЕМУХИН, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1925) Неоконченный пасьянс. 1966 Холст, смешанная техника. 96,5 × 110 Результат: 240 тысяч долларов 26.04.2006. Sotheby’s, Нью-Йорк. Лот 133

20. ШТЕЙНБЕРГ ЭДУАРД АРКАДЬЕВИЧ (1937–2012) Композиция: погребение и воскресение. 1987 Холст, масло. 120 × 120 Результат: 224,7 тысячи долларов 31.05.2006. Sotheby’s, Лондон. Лот 237

Формирование рейтинга — Елена Владимирова, AI
Комментарий — Владимир Богданов, AI

Источник: ARTinvestment.RU

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи на почту:

Понравилось? Расскажите друзьям!
Общайтесь со мной

About the author

Комментарии

Ваш отзыв