Об инвестировании в искусство

Автор: , 13 Апр 2012

Картина «Деревенская ярмарка» Бориса Кустодиева, приобретенная на Sotheby’s в 1995 году за 49 200 фунтов, в 2009 году была продана на этом же аукционе за 2 840 000 фунтов, т.е. за 14 лет она подорожала в 57 раз!

 

Художественное инвестирование

Предметы искусства уже давно являются объектом инвестиционных процессов и одним из активно используемых способов надежного размещения капитала. По данным открытых источников, за последние 50 лет среднегодовая мировая доходность в этой области держится на уровне 12,6%. В современной России этот вид вложений только начинает набирать обороты, но уже сейчас приносит большие доходы. Однако для того, чтобы стать обладателем ценной коллекции, так же как и в любом другом виде инвестирования, нужно знать, как избежать подводных камней.

Почему стоит инвестировать в искусство?

Предметы искусства всегда будут покупать. Это неотъемлемый признак благосостояния и престижа. Важные факторы, говорящие в пользу инвестирования на арт-рынке – это его крайне низкая чувствительность к экономическим кризисам и политическим событиям и стабильная положительная динамика на протяжении многих лет. В нашей стране очень быстро формируется круг людей, не просто интересующихся или коллекционирующих произведения искусства, но и способных  покупать их в качестве долгосрочных инвестиций. Соответственно, и цены российского арт-рынка начали стабильно расти, примерно такими же темпами, как на жилье.

Риски инвестиций в произведения искусства многочисленны, они зависят от того, во что вкладывать, сколько планируется заработать и в какие срои. Вложения на арт-рынке считаются долгосрочными (минимум – несколько лет). Далеко не все приобретают предметы искусства с целью последующей перепродажи. Это инвестиции в имидж, дар своим потомкам.

Какое искусство лучше покупать?

Современное искусство стоит гораздо меньше, чем антиквариат, но гораздо более выгодно для инвестирования. Антиквариат обходится от сотен тысяч до десятков миллионов долларов, плюс затраты на обязательную страховку, охрану и хранение при соответствующем температурном режиме. Цена подобной коллекции баснословна, а потому растет крайне медленно. Стоимость современного искусства, напротив, увеличивается достаточно быстро.

Кроме того, в России совершенно нет правового обеспечения сделок с предметами искусства и экспертизу подлинности произведения можно сделать лишь в Третьяковской галерее, Пушкинском музее, Центре имени академика И.Э. Грабаря, Институте реставрации, в Эрмитаже и Русском музее. Но самое главное, по российскому законодательству художественная экспертиза – это просто мнение, которое не ведет к реальной ответственности эксперта. Судите сами, мог ли Айвазовский успеть за свою жизнь написать те 60 000 картин, которые официально зарегистрированы на арт-рынке?

Такая ситуация делает привлекательными инвестиции в современные работы. Для начала можно ориентироваться на коллекцию в 5–10 вещей одного направления, вложив $25000–50000. Рассчитывать на скорую прибыль не стоит, а если возникнет срочная необходимость продать коллекцию, нужно быть готовым даже к потерям.

 

В России есть предмет для собирательства, то, что будет востребовано для истории, для изучения эпохи. В Европе, напротив, традиционное искусство приходит в упадок, поэтому там наблюдается огромный интерес к картинам наших мастеров. Современные работы европейских и американских авторов скорее относятся к развитию высоких технологий, дизайну, а не к классическому искусству. Очень печально, что российская школа живописи, будучи долгое время одной из сильнейших, постепенно тоже рассыпается. Поэтому сейчас, пока живы мастера музейного уровня, пока творят их ученики, самое время для вложения в искусство, как с целью инвестирования, так и с целью меценатства.

Классический реализм, академическая живопись, соцреализм – это то, что сейчас в большой цене, и будет только дорожать, поскольку в большом количестве вывозится за рубеж. Серьезных художников-реалистов, с точным письмом и густым цветом, осталось не так много. И мы имеем возможность приобретать их работы еще при жизни авторов.

Как  инвестировали  в России

Первым русским собирателем предметов искусства был Петр I, после него все царствующие особы стали формировать свои коллекции. Со второй половины XIX века коллекционирование приобрело невиданный размах. В каждом уездном городе появились свои ценители живописи. Со временем явление вылилось за пределы страны, и русские покупатели стали оказывать влияние на европейский рынок вплоть до 30-х годов, были собраны ценнейшие коллекции. В XIX-XX веке в России крупные коллекционеры-меценаты сыграли очень важную роль в развитии целых направлений в искусстве (Морозов, Рябушинский, Алексеев). Павел Третьяков благодаря большим заказам, серьезному инвестированию и просвещенному «менеджменту» значительно повлиял на развитие реалистической живописи передвижников. Третьяков даже конкурировал с императором Александром III за право главного коллекционера страны. Щукину мы обязаны уникальным собранием импрессионистов.

Эти деятели вошли в историю не благодаря политической или предпринимательской деятельности (они были далеко не самыми состоятельными людьми в России), а потому что сделали инвестиционные вложения, приобретая у своих современников лучшие произведения, которые сейчас бесценны.

Что советуют эксперты?

Новичку легко заблудиться в мире современного искусства. Какой стиль предпочесть, во что вкладывать деньги?

Во-первых, для того чтобы научиться чувствовать искусство и начать разбираться в нем, нужно  в первую очередь неспешно и вдумчиво походить по ведущим музеям. Если начать с посещения не самых сильных частных галерей, можно незаметно для себя начать выделять из худшего лучшее и принимать это за ценное произведение.

Во-вторых, очень важно найти эксперта, мнение которого будет авторитетно для начинающего инвестора. Эта фигура очень важна в процессе выбора и переговоров с автором о стоимости конкретной картины. Здесь нужно учитывать, что мировоззрение успешного бизнесмена бесконечно далеко от мировоззрения настоящего художника.

Нужно иметь большой опыт общения с художником, чтобы купить хорошее  полотно прямо из мастерской. Автор может продать только то, что ему сейчас интересно продать, а сильные работы будут в галереях или спрятаны для своего фонда, для настоящего ценителя или до предстоящей выставки. Персональные выставки посещать очень полезно, поскольку здесь автор полностью раскрывается и демонстрирует лучшие произведения.

В-третьих, даже в галерее не нужно ничего покупать под первым впечатлением, можно зацепиться глазом за эффектную, но далеко не самую сильную картину. Лучше возвращаться к понравившимся работам раза три. И рекомендуется посмотреть всю коллекцию этого художника, которой располагает галерея.

С точки зрения материальной и культурной ценности сейчас выгодно коллекционировать работы, написанные в 60-90-е годы, картины пожилых авторов, а также современные работы народных и заслуженных художников.

Уважающие себя галереи, представляющие сильную живопись, всегда будут готовы выкупить свои же работы, проданные 5-7 лет назад. И дадут за эти вещи адекватные рынку цены.

Из чего складывается стоимость предметов искусства?

Очень легко быть обманутым, когда речь заходит о цене произведения. Дороги только качественные вещи. В течение ближайших десяти лет они вероятнее всего будут дорожать не менее чем на 25-50% в год. Для того чтобы понять, в чем ценность того или иного произведения, нужно учитывать много факторов. Первое – это то, что художник не может одинаково хорошо писать все время, особо удачной станет одна из пяти-десяти-сотни картин. Поэтому цена на произведения варьируется даже у одного и того же автора. На те работы, которые проходят отбор у самого художника, цена может быть в разы выше. Для того чтобы купить такую картину, нужно вести переговоры с человеком, который занимается творчеством живописца (экспертом, галеристом, представителем) или стать постоянным покупателем у художника. Следует иметь в виду, что живописцы крайне редко продают этюды, но при этом они бывают крайне ценны с эстетической точки зрения и могут быть хорошим дополнением к основной коллекции, тем самым увеличив ее стоимость.

К сожалению, особую ценность представляют картины пожилых и умерших авторов. После смерти художника на сильные работы может быть непредсказуемо резкий скачек (в десятки раз).  Количество произведений этого мастера уже никогда не увеличится.

Очень ценятся полотна,  прошедшие много выставок, вошедшие в каталоги, а также натурные работы и те картины, у которых не было повторов или копий. Считаются редкими и относительно дорогими картины, сюжеты которых исчезают или исчезли из реальной жизни (старая Москва, революционные сцены, прижизненные портреты умерших деятелей и т.д.). Как говорит Марк Портер из аукционного дома Christie’s: «Пикассо был Пикассо и в 1920-е годы, и сейчас; а Пенсильванская железная дорога была железной дорогой в 1920-е годы, а сейчас ее просто не существует.

У произведений советского времени, как и у современных, происхождение подтверждено самими авторами или их наследниками. До сих пор работают искусствоведы-исследователи творчества классиков соцреализма, лично знакомые с художниками. Советское искусство – это явление уникальное, поэтому стоимость советской живопись будет неуклонно расти. Из инвестиционных соображений следует делать дорогие покупки – это должны быть большие работы. Сегодня их можно купить примерно по $15000-100000 за картину.

Цена вразумительно составленной коллекции значительно больше, нежели сумма от продажи каждой работы по отдельности. Галереи тоже формируют свои коллекции, которые они не стремятся продавать и делают это либо с аукциона, либо устраивая выставки.

В случае же бума на конкретного автора, работа может сразу же подняться в цене на 50 – 300%.

Кто сейчас инвестирует?

Инвестированием при помощи искусства часто увлекаются целыми семьями, причем со вкусом это умеют делать как мужчины, так и женщины. В последние годы к пополнению и корректировке коллекций, начатых родителями, подключились 20-30-летние дети, которых все чаще можно увидеть на выставках и в галереях.

Собственные собрания есть у многих крупных компаний и банков: одну из крупнейших корпоративных коллекций в мире, насчитывающую более 20 000 экспонатов, собрал банк J.P. Morgan, начавший покупать произведения современных художников около 50 лет назад, в 1962 году. Внушительные коллекции сформировали «Альфа банк», «Дойче банк», BSGV (c 2011 – Societe Generale Group). Многие из этих полотен украшают интерьеры главных офисов компаний. Такие инвестиции – отличный инструмент формирования репутации надежной и стабильной структуры.

Подавляющее большинство людей покупают произведения искусства, потому что они  им нравятся, и они хотят ими обладать. И именно этим стоит руководствоваться при выборе картины, фотографии, скульптуры. «Художественное» инвестирование – очень увлекательный процесс, который дарит много знаний и эстетического наслаждения.

 

Подпишись на обновления сайта! Получай новые статьи на почту:

Понравилось? Расскажите друзьям!
Общайтесь со мной

About the author

Комментарии

Ваш отзыв