БОЛЬШОЕ ЧУДО ВИКТОРА МАНУИЛОВА («АНФАС» 11.04.2002г.)

Автор: , 28 Мар 2012

          На прошлой неделе в Рыбинском историко-архитектурном музее-заповеднике открылась выставка Виктора Мануилова, собравшая около 130 работ художника. Таких масштабных выставок не было давно.

            «Через тьму – просветление, через грусть – радость, через красоту – любовь. Вот сверхзадача искусства». В этой фразе заключено эстетическое кредо художника Виктора Мануилова.

            Художник родился в семье, где слова о любви к России не были пустыми, а искусство – чем-то далеким и эфемерным. Его дед до революции был профессором, ректором Московского Университета, министром просвещения во Временном Правительстве. Дядя – известный московский скульптор, его сын и внук – художники, сотрудничавшие с Патриархией. Любовь к русской реалистической живописи зародилась у Виктора еще в детстве. Будучи учеником художественной школы при Академии художеств, располагавшейся напротив Третьяковки, он каждый день посещал галерею, внимательно изучал произведения знаменитых живописцев. Мечтал стать художником кино, а посвятил себя театру.

            Начало творческой биографии Виктора Мануилова связано с Рыбинском театром кукол. За 12 лет работы художником-постановщиком создан не один десяток спектаклей, три пьесы он поставил как режиссер. Затем – работа в Волковском театре.

            Театр занимал слишком большое место в жизни художника. Не было времени и возможности осуществить давнее стремление заняться станковой живописью. Хотя именно театр помог определиться в выборе тем, жанра, пластического языка будущих произведений. Подчас работа над спектаклем выливалась в работу над художественным образом персонажа, который непременно должен был появиться на холсте. И то, что задумывалось, вынашивалось годами, постепенно воплощается сегодня в живописных работах.

            Значительным событием для Виктора Мануилова стала работа над спектаклем «Сократ». Сократ представлялся ему «христианином до Христа», а поднимаемые проблемы свободы и демократии были особенно актуальны в начале перестройки. И вот почти через десять лет – монументальное полотно. Большое, грузное тело пожилого человека, заслоняющее собой колонны – декорации греческого Акрополя, застывшее лицо-маска, замершая в падении чаша с ядом. Строгий рисунок, контрастность света и тени, намеренная плоскостность изображения, обобщенность интерьера подчеркивают трагическую кульминацию жизни греческого философа, с которой многие связывают конец афинской демократии.

            Лаконичность изображения присутствует в портрете последнего российского императора. Одиноко сидящая фигура царя в скромной гимнастерке – словно перенесенная со старой выцветшей фотографии. Позади ветки рябины с редкими гроздьями ягод, напоминающими капельки крови, словно нечаянно попавшими на плечо, свежесрубленный пень, молодое деревце у ног – ненавязчивые детали-символы, как и сам образ Николая 11 – вызывают различные ассоциации, создают определенную эмоциональную атмосферу восприятия поворотного момента в нашей истории.

            В портретах А.И. Солженицына, В.С. Высоцкого тоже нет никаких недоговоренностей. Автор считает этих людей знаковыми фигурами времени, впитавшими в себя всю ее страсть и боль…

            Большое место в творчестве Виктора Мануилова занимает портрет. Он пишет близких ему людей, тех, с кем связывает свое творчество. Это родители, родственники, артисты, режиссеры. В мужских портретах он стремится передать доминирующие черты характера. Женщин, считает художник, нужно изображать красиво, хотя во многих работах можно наблюдать добрую авторскую иронию. Перед взором зрителя проходят яркие, грациозно-кокетливые, в красивых нарядах, с выразительными жестами женские образы…

            Несмотря на многоплановость дарования художника, его творчество тематически и стилистически представляется цельным, потому как главное в нем – духовно-философское осмысление искусства.

 

 Получай новые статьи на почту:

Понравилось? Расскажите друзьям!
Общайтесь со мной

About the author

Комментарии

Ваш отзыв