Сюжетно-тематическая картина

Автор: , 13 Мар 2012

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА — определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.), возникшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг.; способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы (о революции, о Гражданской, а впоследствии о Великой Отечественной войне, о социалистическом строительстве в городе и деревне, о борьбе за мир и т. п.) с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, запечатленным, как правило, в многофигурной композиции. Сюжетно-тематическая  картина  мыслилась как непременная часть и вершина социалистического реализма, необходимый продукт реалистического метода, «изображение жизни в формах самой жизни». В   сюжетно-тематической  картине видели явление, обладающее внутренней монументальностью и тем самым отличающееся от традиционных «камерных» жанров, где внимание художника сосредоточено лишь на какаом-либо  отдельном объекте (природный мотив в пейзаже, предмет в натюрморте, человеческое лицо в портрете и т. п.), но нет объединяющего действия, нет широкого замысла и идейного стержня. Советская эстетика опрокидывала понятие «сюжетно-тематическая  картина»  и в прошлое, подводя под эту категорию полотна Диего Веласкеса, Эжена Делакруа, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, побуждавшие современных художников к созданию масштабных полотен. Среди других жанров советской живописи сюжетно-тематическая  картина  считалась наиболее престижной, выше других оплачиваемой при государственных заказах и закупках, занимающей центральное место на выставках. Она была как бы супержанром, хотя могла быть и про изведением исторического жанра, и картиной на современную тему. В художнической лексике понятию «сюжетно-тематическая  картина»  соответствовало понятие «фигурная композиция», поскольку без действующих лиц (персонажей, фигур) она не мыслилась. Независимо от того, на прошлом или на современном материале строилась композиция, главную роль в ней играл действующий человек (герой или антигерой), ясно прослеживалось дейст вие, взаимоотношение (обычно конфликтное столкновение) разных ха рактеров, расставлены психологиче ские акценты, выявлены идеи, мобилизующие общественное сознание Немалый вклад в развитие практики сюжетно-тематической  картины внесли такие мастера как Б. В. Иогансон, Вл. А. Серов, А. П. и С. П. Ткачевы, В. И. Иванов, Б. С. Угаров, Е. Е. Моисеенко, Т.Т.Салахов, Г. М. Коржев и др.

Получай новые статьи на почту:
Понравилось? Расскажите друзьям!
Общайтесь со мной

About the author

Комментарии

Ваш отзыв