Пастораль

Автор: , 09 Мар 2012

Пастораль (произошло от фр. pastorale, пастушеский, сельский) – жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

Интерес к пасторальным сценам возник в эпоху Итальянского Возрождения. Так, Л. Б. Альберти в трактате «Десять книг о зодчестве» (1444—1450) упоминает об особом роде живописи, изображающей «сельскую жизнь» и «игры поселян». С. Серлио, архитектор и живописец-декоратор, проповедовал сооружения в стиле «рустикус» (лат. rusticus — «деревенский, сельский»). Под воздействием идеализации крестьянской жизни развивался пейзажный жанр ( «Сельские празднества»). «Пасторализация» затрагивала трактовку пейзажа в картинах на библейские сюжеты ( «Бегство в Египет»; «золотой век»; «Притча о сеятеле»; «Четыре времени года»). Элементы пасторали можно обнаружить в картинах малых голландцев XVII—XVIII вв. В западноевропейской живописи XVII в. получил распространение сюжет «Миртил и Амариллис» на тему пасторальной пьесы итальянского поэта Б. Гварини (1538—1612) «Верный пастух» (итал. «Il pastore fido», 1580—1583). Пастух Миртил (Миртилло) полюбил лесную нимфу Амариллис. Чтобы быть рядом с ней, он переоделся женщиной и участвовал в игре нимф в поцелуи, естественно, оказался победителем и, получив корону, возложил ее на голову своей возлюбленной. Символом сельской идиллии стала греческая Аркадия. В западноевропейском искусстве были особенно популярны классические пасторальные сюжеты с элементом эротики: «Гранида и Дайфило», «Диана и Актеон», «Диана и Эндимион», «Купание Дианы», «Сильвио и Доринда», «Эрминия и пастух» и многие другие. Пасторальные темы художники черпали из знаменитой поэмы Ф. Колонны «Гипнеротомахия Полифила» (1499) ( «Гроза»; «Любовь земная и любовь небесная»; «Нимфа источника»; «Сельский концерт»; «Спящая Венера»). Выдающимся мастером пасторального жанра был французский художник А. Ватто ( «Галантные празднества»; «Затруднительное предложение»; каприз; Кифера). Искусство Франции XVIII в. периода Рококо и раннего Неоклассицизма стало временем расцвета пасторали. В Англии под влиянием романтических картин К. Лоррэна, изображающих идеализированные итальянские «пейзажи с мифологическими фигурами», создавали свои пасторальные гравюры Р. Ирлом, С. Палмер. 

 Получай новые статьи на почту:
 

Понравилось? Расскажите друзьям!
Общайтесь со мной

About the author

Комментарии

Ваш отзыв